Молодому королю Франсуа I было двадцать четыре года, когда, в 1519 году, он начал строительство громадного замка Шамбор. В то же самое время в Москве строился Кремль – как известно, выполненный в стиле ренессанс, пока Россия продолжала утверждаться на территориальном и институциональном уровнях во время царствования Ивана Грозного.
Сразу же после его вступления на престол в 1515 году, Франсуа I отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник Людовик XII. После его возвращения во Францию, молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор. Сохранив в его концепции внешний вид средневековой крепости (центральный донжон с четырьмя большими башнями по бокам и два крыла, окруженные внушительной крепостной стеной), Шамбор представляет собой удивительный синтез форм, унаследованных от прошедших веков, и новаторской архитектуры итальянского Ренессанса (лоджии, террасы, пилястры и горизонтальный лепной орнамент, который подчеркивает величественность фасадов).
Архитектурное исполнение замка Шамбор, задуманного как этапный пункт для охоты, делает его поистине монументальным: 156 метров в длину, 56 метров в высоту, 77 лестниц, 282 камина и 426 комнат. И все же, несмотря на его колоссальные размеры, очертания замка пленяют его посетителей своим изяществом и своей гармонией. Из всех материалов, использованных для этого сооружения, больше всего привлекает взгляд белый песчаник. Эта одновременно мягкая и хрупкая известковая порода, которая использовалась для строительства многочисленных сооружений в долине Луары, выглядит в замке Шамбор исключительно великолепно.
За 32 года царствования Франсуа I провел в поместье Шамбор всего лишь 72 дня. И ему не было суждено увидеть его детище в завершенном виде. К моменту смерти Франсуа I в 1547 году были закончены только донжон и королевское крыло. Его сын Генрих II и Людовик XIV, которые тоже были страстно увлечены охотой, придали замку Шамбор его окнчательный облик, который сохранился до наших дней.











