Вернуться к оглавлению

Карта участка маршрута: турстоянка "Мангуп" - турстоянка "Богатое ущелье".




Турстоянка "Мангуп" - турстоянка "Богатое ущелье"
Общая протяженность перехода - 16 км
Среднее время перехода - 5ч
Перепады абсолютных высот от 200 м до 800

Со стоянки "Мангуп" спускаемся вниз в балку Джан-Дере и идем в южном направлении по днищу балки. Через некоторое время поворачиваем вправо и пересекаем пашню, которая сменяется грабиинико-дубовым шибляком и посадками сосны. С правой стороны остаются склоны Мангупского плато. Затем тропа пересекает Адым-Чокракскую долину, урочище Истоки. Здесь необходимо внимательно следить за маркировкой, поскольку тропа изобилует многочисленными поворотами. С днища долины начинается довольно затяжной подъем, который заканчивается в тенистом буковом лесу. Подъем обычно преодолевается с двумя-тремя привалами. А по лесу маршрутная тропа идет по пологой лесной грунтовой дороге, которая периодически пересекает небольшие полянки, на которых лесники заготавливают сено. Затем грунтовая дорога опять идет на подъем, после которого начинается спуск, и мы сворачиваем с дороги вправо на тропу. Перед спуском к перевалу Бечку справа от маршрутной тропы находится вершина горы Лысая. В хорошую погоду с этой вершины открывается великолепная панорама Главной гряды Крымских гор: от горы Чатыр-Даг на востоке, до Ильяс-Кая - на западе. Тропа выводит нас на грейдер Голубинна-Передовое в районе перевала Бечку. Прямо через дорогу проходит маршрутная тропа 27 маршрута к стоянке Ай-Дмитрий, а мы сворачиваем влево и идем вниз по дороге. Пройдя по ней около 150 м, опять сворачиваем влево на тропу, которая и выводит нас на стоянку „Богатое Ущелье", расположенную на склоне г. Бечку.

Непосредственно на переходе мы не встретим интересных экскурсионных объектов, однако в окрестностях Мангупа, к западу от него находятся руины двух пещерных монастырей - Челтер (Мармара) и Шулдан.

Время основания монастырей относят к VIII веку нашей эры. Оба они сооружены на древнем пути из Мангупа в Каламиту (Инкерман), и основаны, по всей видимости, византийскими монахами. Монастырь Челтер значительно больше по размерам, насчитывает около 50 пещер. Здесь сохранилась интересная пещерная колоннада. В монастыре Шулдан сохранились следы росписи Х11-Х111 вв. Оба монастыря были сильно разрушены во время монголо-татарского нашествия, но продолжали существовать и позднее.

В условиях татарского господства греческая православная культура, преобладавшая среди местного коренного населения, вытеснялась мусульманством. Особую важность в этих условиях приобретали сохранившиеся очаги греческого православия и прежде всего христианские монастыри юго-западного Крыма (Качи-Кальон, Челтер, Шулдан и др.). Поэтому не случайно крымским монастырям моральную и материальную поддержку оказывало Московское ккяжество. Поступая так, русское правительство проявляло немалую дальновидность: в сложных дипломатических отношениях с Крымским ханством важно было иметь как источники информации, так и опору среди местного населения. Эта поддержка в немалой степени способствовала выживанию центров старой греческой православной культуры в преобладающей мусульманской среде.

Данный переход интересен еще и тем, что по ходу маршрута пояс т. н. „шиблянов" ( в районе Мангупа), для которого характерны низкорослые, кустарникообразные заросли грабинника, дуба, можжевельника, кизила, шиповника, сменялись лесом. Вначале это лес с преобладанием дуба пушистого, дуба скального, изредка дуба черешчатого. Эти леса достаточно светлые, поэтому для них характерен разнообразный травяной покров. В прошлом древесина дуба, благодаря своей долговечности и прочности, использовалась для кораблестроения, строительства домов, изготовления мебели и домашней утвари, сельскохозяйственных орудий, а дубовая кора применялась для дубления кож. В связи с таким активным использованием исконные дубовые леса на полуострове практически сведены. Остались только порослевые дубняки.

С повышением высоты над уровнем моря начинают преобладать уже буковые деревья. Интересно, что именно в горном Крыму проходит граница между областью распространения двух видов бука: восточного, азиатского и лесного, европейского. Оба эти вида растут в Крыму вместе и в результате естественной гибридизации образуют много переходных форм. Буковый лес своеобразен. Густые кроны деревьев почти не пропускают солнечного света, поэтому здесь царит полумрак и почти отсутствует травяной покров. Земля покрыта сплошным ковром из опавших листьев и только на полянах разнообразие трав.

Твердая древесина бука использовалась для изготовления мебели и паркета, а древние греки и римляне вытачивали из бука посуду, кубки и кувшины, а также гребни, детали ткацких станков. Сейчас древесина бука идет на перегонку ацетона, уксуса, спирта. Изготавливают из нее и музыкальные инструменты.

Кроме бука и дуба мы встретим в лесу ясень, липу, клен Стевена, лещину, другие деревья, а из кустарников - кизил, бересклет, боярышник, а на опушках - скумпию, шиповник, ежевику. Лес на этом переходе очень красив, однако наиболее привлекательные места еще впереди.







 
Перепечатка и использование любых материалов с сайта, без письменного разрешения запрещена