Начальная   Активные туры   Карты    Форум    Фотогалерея   Библиотека   Снаряжение   Походы   Погода 
Клуб краеведов
   Киев и область
Дом с Химерами
Дом Рыцаря
Сатанов - курорт Товтры
Феофания
Голосеевская пустынь
Китаево
Церковщина
Замок Ричарда
Парк "Александрия"
   Черкасщина
К истории села Тубольцев на Черкасщине
  Китаево

Несколько раз прежде я слышал это название. Естественно, не придавал значения, но все же оно запомнилась. Я вообще очень плохо знаю (знал) южный регион Города, хотя провел свое детство практически рядом. Первый раз я попал в Китаево совсем не давно, осенью 2003 года. Парадокс, но большинство моих знакомых там тоже не бывали, а то даже и не слышали об этом месте. От автовокзала на каком-то старинном ЛАЗе я ехал неизвестно куда. Удивительно, но по проспекту Науки я ездил лишь несколько раз прежде. Услужливые бабушки подсказали нужную для выхода остановку и я побрел в гору по улице Китаевской, на которой встретились современные многоэтажки и маленькие домики киевлян.

Метров через 300 подъем заканчивается и улица сворачивает вправо, а я взобрался на пригорок и увидел красивейшую долину, в верховьях которой виднелись купола церкви. Это и есть Китаев.



Слева многоэтажки, справа – огороды, хрущевки и всякий хлам, а впереди древний монастырь в горах, золотые листья, блеск воды озера и никаких признаков застройки. Я был просто поражен. Этот вид, пожалуй, одно из лучших впечатлений, связанных с этим местом. Ниже я привожу выдержки из энциклопедии Киева:

Китаїв. Історична місцевість. Розташований між Багриновою горою, Корчуватим і Мишоловкою. Гол. вулиці - проспект Науки (кінцева частина) і вул. Китаївська. Назва — ймовірно, від тюркського слова "китай", водночас поширеного і серед східних слов`ян (стіна, укріплення, фортеця). Відомий з часів Київської Русі, у 2-й пол. 12 ст. Князь Андрій Боголюбський, прозваний Китаєм, заснував тут палац-фортецю. Збереглися залишки городища 9 -10 ст. У 14 — 17 ст. тут існувала Китаївська пустинь — печерний монастир, підпорядкований Києво-Печерський лаврі. У 1763 — 67 рр. арх. С. Ковнір спорудув у К. Троїцьку церкву. На території К. розміщено науково-дослідний інститут Садівництва.
Станція метро: Видубичі.
"Київ. Енциклопедичний довідник" УРЕ, Київ-1981
"Вулиці Києва, Довідник" УЕ, Київ-1995
Оновлено 28.12.1999

Китаївська пустинь Відома з 17 ст., спочатку складалась з кількох печер. У 1775 р. (дата під підозрою — можливо з друку) київський генерал-губернатор Д. М. Голіцин, за згодою архімандрита Іоанікія Сенютовича, спорудив тут церкву преподобного Сергія і келії. У 1767 р. іеромонах Тихон на місці старої Сергіївської церкви сбудував кам`яну Троїцьку церкву з пределами в ім'я Сергія Радонежського і святителя Дмитрія Ростовського.
Місцевість: Китаїв. Станція метро: Видубичі.
"Киевъ тепер и прежде" Киев-1888
Оновлено 29.12.1999

А вот что пишет о Китаево краевед: "Китаево — красивая местность под Киевом, заслуживающая отдельного и весьма подробного рассказа. Гряда "гор", крутобоких холмов-останцов, покрытых редколесьем, хранит на себе знаки многих древних культур: курганы, оборонительные валы, площадку, на которой, как предполагают, находилось языческое святилище. Под холмами, в бывшем русле речки, монахами старинного монастыря разгорожены пруды. А за прудами, на плоской возвышенности, белизной стен и пятью зелеными куполами радует взор Свято-Троицкий храм, окруженный меньшими церквами и зданиями Китаевской пустыни."



Слева и справа от дороги строения, я полагаю, они раньше были частью монастыря. Сейчас слева – институт садоводства. На его территории посреди клумб видны старинные надгробия. Слева от центрального входа – небольшое церковное здание. В нем, я думаю, идет служба и сейчас. Здания института старинные, в половине из них угадываются бывшие келии. Слева от дороги иконная лавки и хозяйственные ворота монастыря. В лавке богатый выбор разнообразной религиозной литературы, музыкальные записи, иконы. К сожалению, там не оказалось путеводителя по самому монастырю. Это очень странно, ведь там столько паломников и экскурсантов… Киевский Афон - так рекламируют монастырь монахи. В самом монастыре идет ремонт, в маленьких домиках живут священники с семьями, возле церкви – кладбище особо почитаемых монахов. Очень понравились древние ели, растущие полукругом за церковью. На соседней горе виден вход в пещеры с маленькой часовней. Туда идет поток паломников. Впечатление от самого монастыря не однозначное. С одной стороны – жизнь, все кипит, все живое масса людей, монахи, священники, бабушки, дети, коты и строители с болгарками; с другой стороны – суетность, обилие событий на маленькой территории. О монастыре есть ряд легенд, вот одна из них:

Эту поразительную историю, не уступающую самым причудливым авантюрным романам, впервые рассказал мне настоятель Свято-Троицкой церкви в Китаеве, отец Мирослав Барыляк. Девятую сотню лет стоит здесь монастырь. Да не один, — напротив зеленоглавой нарядной церкви, в склоне высокой Китай-горы, вырыт лабиринт иной, пещерной обители. В ней своя братия, шесть-семь монахов, вечно занятых работами по укреплению своих пещер, во главе с еще молодым, обаятельным отцом Моисеем. Пещеры давние; кто и зачем начал их копать, неведомо. А самым знаменитым насельником подземелья был старец-затворник Досифей. Келью его, простую земляную камеру со скромными иконками, показывают ныне посетителям, как святыню подземного монастыря. Могила же Досифея находится у самой стены пятиглавого храма, в месте столь же скромном, сколь и почетном. На ней постоянно теплятся свечи и не исчезают свежие цветы…

Весна 1736 года. Неподалеку от Москвы, на подворье знаменитой Троице-Сергиевой Лавры появляется молодой странник. Он худощав, в бедном крестьянском платье, с котомкой и посохом; дальний пеший путь покрыл лицо юноши густым загаром. Досифей (так звали путника) просит монастырское начальство постричь его в «иноческий образ», — таково, мол, явственно услышанное им веление Христа. Маститые старцы, посовещавшись, решают в постриге «беглому крестьянскому сыну» отказать, — но, принимая во внимание его истовое рвение к Богу, разрешить тайное послушание в Лавре…Так начался путь к вершинам духовного подвига будущего святителя Досифея. Не было работы столь тяжелой или грязной, от которой бы отказался послушник; не было приказа вышестоящих, которого бы он не исполнил с покорностью и радостью. Через год-другой уже и старые монахи начали дивиться благочестию юноши… Но войти полноправным членом в монастырскую семью Досифей так и не смог. Однажды, снова взвалив на плечи котомку, поклонился он золотым главам Троицы — и пошел в путь далекий, к церквам и чудотворным мощам «русского Иерусалима», Киева…Там смело предстал он перед Илларионом, архимандритом Киево-Печерской Лавры, и заявил: «Отче святый! Я — крестьянин некоего из великороссийских бояр, зовут меня Досифей. С юных лет возымел я желание быть монахом и решил посвятить себя на служение распятому Христу. Прими меня под кров Небесной Владычицы; верь, что я буду трудиться здесь до последнего издыхания…» Однако, настоятель не решился взять в монастырь беглеца. Существовал на сей счет строгий царский указ, запрещавший принимать в монахи крестьян без отпускного письма помещика.Отчаявшись поселиться в одной из русских обителей, но по-прежнему горя желанием послужить Богу именно на этой ниве, Досифей решил последовать примеру древних отшельников и избрать пещерное житие. После долгих поисков, он набрел на отдаленное от города Китаево, с его лесом и высокими безлюдными склонами. Народная молва говорила о пещерах, где с незапамятных времен спасаются киевские подвижники, жаждущие самого строгого уединения. Но, не желая пользоваться плодами чужих трудов, Досифей вырыл собственную пещерку и поселился в ней…Много лет прошло с той поры. Далеко по городам и селам прошла слава о великом постнике Досифее, живущем на Китай-горе. Ведет он, мол, самую суровую жизнь, питается лишь хлебом и водой, а весной, во время Великого поста, и того не ест, довольствуется мхом и корнями. Никогда не зажигает в пещере огня; зимой ли, летом молится за грешный мир, стоя на земляном полу босыми ногами… В 1744 году посетила Киев императрица Елизавета Петровна — и вскоре услышала о чудесном отшельнике, как бы воскрешающем доблесть раннехристианских аскетов… Владычица России, любившая подчеркивать свою религиозность, пожелала лично встретиться с Досифеем; были наскоро сделаны деревянные ступени для подъема Елизаветы со свитой на Китай-гору, и встреча состоялась... Императрица пригласила Досифея занять высокий пост в церковной иерархии, тот скромно отказался. Уходя, Елизавета оставила отшельнику кошелек, полный золота; но Досифей даже не коснулся этих денег, они пошли на строительство церкви в Пирогове.Слава о бывшем «беглом крестьянине», как о величайшем подвижнике и прозорливце, которому открыто будущее, разносилась все шире; гору буквально осаждали жаждущие приобщиться благодати. Но Досифей, опять же, по примеру первых александрийских отшельников, не выходил к людям и никого не пускал в пещеру. В лучшем случае, давал наставления через маленькое окошко…Именно у Досифея получил благословение на монашеский подвиг будущий «светильник земли Русской», как называли десятки лет спустя Серафима Саровского. Еще под своим светским именем, пришел купеческий сын Прохор Мошнин к Досифею, и тот угадал в робком юноше сильную веру и твердую волю. «От уст преподобного Досифея повеление прииме в пустыню Саровскую путь свой управити», — до сих пор поется в акафисте Серафиму…

Незадолго до своей смерти, последовавшей в 1776 году, Досифей, предчувствуя кончину, пошел в соседний монастырь и стал ходить по всем кельям, перед каждым монахом падая на колени и прося прощения… Однажды нашли его мертвым, — в позе молящегося, перед иконой. Уже похолодел славный подвижник, а в руке держал бумагу с надписью: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь предать его обычному погребению». Завещание Досифея было исполнено в точности: никто не посмел раздеть его, обмыть тело... Позже на могиле установили стелу с портретом старца-затворника, написанным натуры при жизни. от здесь-то и превращается благочестивая хроника в авантюрный роман, не уступающий книгам Дюма! Однажды в Китаево приехала на богомолье некая пожилая женщина; подошла к могиле Досифея, взглянула на портрет и… чуть не упала в обморок. А подошедшему монаху сказала: «ЭТО МОЯ СЕСТРА»…В 1721 году, в Рязани родилась у богатых и знатных дворян Тяпкиных дочь Дарья. С детства она была окружена лаской родителей и раболепием многочисленных слуг, роскошью и довольством. Но не стала Дарья украшением рязанского общества… Ее родная бабушка, овдовев, постриглась в монахини в московском Вознесенском монастыре. По просьбе старицы Порфирии, — так теперь звали бабушку, — родители однажды привезли Дарью в Москву и оставили в монастыре… До девяти лет прожила Дарьюшка в келье старицы, научилась всем молитвам, монастырскому обиходу, стала необычайно вдумчивой и смиренной. А когда, наконец, вернулась в богатый родительский дом, — затосковала. Чуждыми казались ей теперь и трапезы с обилием вина и мяса, и безделье господ, помыкающих толпой безгласных рабов… По достижении пятнадцати лет, когда юную красавицу Дарью стали готовить к замужеству, она отважилась бежать из дому. А чтобы труднее было ее найти, остриглась и переоделась в бедное мужское платье... Дальнейшее нам известно."А вот еще интересный факт: Китаево было излюбленным местом посещения паломниками. В те годы, когда к Китаево вплотную подходил Днепр, сюда в навигацию прибывало в день по несколько пароходов.



За центральными воротами пустырь. Там, я полагаю, стояла колокольня, разрушенная в 30х. Однако я сомневаюсь в верности этого вывода. Небольшой крутой спуск к каскаду озер, которые иногда нужно спускать и чистить. За озером чудный вид на монастырь. Здесь очень хорошо весной, несомненно.

Рядом с монастырем, на горе с пещерами, находился летописный город Перисечин. Вот большой материал о нем:

Пересичен (Китаевское городище) Расположение. Летописный Пересичен расположен в урочище Китаево, на южной окраине современного Киева, между Столичным шоссе, проспектом Науки и Китаевской улицей, на расстоянии 12 км. От Старокиевской горы. Это самое близкое к древнему Киеву укрепленное городище. По своей топографии относится к типу мысовых городищ с несколькими ярусами. Мыс, на котором стоит городище, является северным отрогом материковой части приднепровских холмов. Мыс имеет овальную форму и крутые склоны, создающие первоклассную естественную преграду для врагов с севера, востока и запада. С южной стороны мыс отделен от материковой части глубоким оврагом, через который проложена узкая дорога, ведущая в город. В южной части вала хорошо видно место центрального въезда, к которому ведет дорога. С западной стороны в городище вклинивается глубокий овраг, по которому, очевидно, также проходила подъездная дорога (сейчас это тропинка, ведущая к Китаевским пещерам). Самая высокая часть городища - дитинец - расположена в западной части мыса. С дитинца открывается отличный вид на нижний ярус городища, окружающий дитинец полукругом с севера, востока и юга. И дитинец, и нижний ярус городища укреплены валами, следы которых сохранились до наших дней. Южная подъездная дорога, проходящая по узкой насыпи через овраг, упирается в небольшой мыс, находящийся южнее городищенского мыса. Южный мыс практически со всех стороны окружен глубокими ярами и наверняка имел самостоятельное оборонное значение. С востока и севера городищенский мыс огибает ручей, который также имел оборонное значение. С противоположной стороны ручья расположено открытое селище - очевидно посад городища.

Значение. Как ни странно, Пересичен относится к числу наименее изученных древнерусских городищ. Не в последнюю очередь это связано с существованием здесь в более позднее время Китаевского монастыря, обитатели которого, волей-неволей, на протяжении столетий разрушали культурные слои и следы древнерусского памятника. Как показывают исследования И.И. Мовчана, первое поселение в Китаево возникло не на мысе, а в долине, на левом берегу ручья. Напротив городища ручей делает естественную излучину, в которой и располагалось селище (сейчас это непосредственно территория монастыря, включая Троицкую церковь, трапезную, монастырские постройки). С севрео-восточной части оно было окружено небольшим рвом и валом, о существовании которых удалось узнать из материалов раскопок (наземных следов этих сооружений не сохранилось). Во время раскопок также найдена керамика VIII-IX веков. В начале XI в. ров был засыпан. Очевидно, в это время поселение утрачивает свою оборонное значение и уступает место хорошо укрепленному Пересичену. В то же время, поселение трансформируется в городской посад, достигающий расцвета, как и большинство древнерусских городов - в XI-XIII веках. Тогда его площадь достигала 40(!) га. Поселение не перестает существовать и в послемонгольское время, о чем свидетльствуют находки керамики XIII-XV веков. В «Повести» Пересичен упоминается 2 раза: 1154 год - «У той же час прийшла вість Ростиславу: Гліб Юрійович із безліччю половців ідуть до переяславля. Ростислав тоді зі Святославом виступили з Києва до города Пересічена і тут почали оба збирати дружину». 1161 год (июнь) - в отместку новгородцам за то, что они схватили его сына, киевский князь Ростислав приказывает схватить киевских новгородцев и бросить их в «пересиченский погреб». За одну ночь в погребе умерло 14 человек (задохнулись). Первое упоминание является традиционным для любого города, южнее Киева: в то или иное время большинство из них были местом сбора княжеских дружин для отражения ударов половцев. Второе упоминание более интересно: оно указывает на существовании в Пересичене какого-то большого подземелья («погреба»). Возможно, именно этот «погреб» дал начало Китаевским пещерам. Примечателен и тот факт, что по результатам исследований, вал южной части городища относится к XVI-XVII столетиям, т.е. к тому времени, когда Китаево уже было пустынью Киево-Печерского монастыря. Неясно, почему Пересичен утратил свое древнее название, а вся данная местность начала называться Китаево. Предание связывает это название с именем князя Андрея Боголюбского: «Пустынь сия, любимое место отдохновения князя Андрея Боголюбского, где был и загородный дом его, получила от него свое название, ибо он прозывался в простонародии Китаем и доселе еще показывают на вершине горы, место дворца княжеского» (М.Берлинский).





Пещеры. В настоящее время известны 2 пещеры, находящиеся непосредственно под городищем. Центральная пещера представляет собой лабиринт, находящийся под дитинцем. Лабиринт сильно подпорчен монахами, поэтому разобраться в нем с исторической точки зрения очень сложно. Вторая пещера расположена на несколько метров ниже лабиринта, на западном склоне городищенского мыса. Она имеет более первозданный вид и представляет собой коридор, плавно уходящий вниз. Через 10-15 м от входа коридор поворачивает налево и упирается в небольшую келью. В районе изгиба коридора в его стене есть какие-то непонятности, которые позволяют полагать, что основной ход шел прямо, однако был со временем засыпан или завален. Возможно, в древности пещера была соединена с основным лабиринтом и являлась одним из входов в него. Точное время происхождения пещер неизвестно. Многие исследователи относят их появление к XIV веку. С XVII века Китаевская пустынь известна как владения Киево-Печерской лавры. В 1763-1768 годах архитектор С. Ковнир строит здесь Троицкую церковь, сохранившуюся до наших дней. По нашему мнению, возникновение пещер нужно относить еще к добатыевскому времени, о чем свидетельствует информация о «пересиченском погребе». Во время монголо-татарского нашествия, очевидно, подземелья использовались для укрытия горожан (в пользу этого тезиса говорит прецедент со Зверинецкими пещерами, также использованными для укрытия от степняков, а также народные рассказы, которые донесли память об укрывании от татар под землей). Вероятно, в это же время началось их расширение и постепенная трансформация в монастырский комплекс. Окончательно пещеры могли превратиться в монастырь действительно в XIV-XV веках, когда на бывшем городском посаде начала возрождаться жизнь. По свидетельствам О.Д. Эртеля, изучавшего пещеры в 1910-12 годах, кроме комплекса под городищем существовали еще и пещеры в 1 км на юг от крепости. Вход в них находился на южном склоне глубокой балки, по которой шла дорога из Киева на Триполь, Витечив и дальше на юг. Когда-то на этих склонах располагались шикарные монастырские виноградники. Сейчас же, эта территория заросла лесом, а вход в южный пещерный комплекс завален. Карты, фотографии и какие-либо рисунки южного комплекса отсутствуют и нам приходится лишь догадываться о его местоположении.

Китаевский могильник. Наиболее интересным сточки зрения понимания исторического значения Пересичена, является могильник, расположенный на юг и юго-запад от крепости. Могильник располагается тремя группами, первая из которых - непосредственно на юге от города (на материковой части приднепровских холмов). Могилы представляют собой небольшие (1 м в высоту и 6-10м в диаметре) курганы, расположенные очень близко друг к другу. Раскопки показали, что большая часть захоронений относится к X веку и является могилами дружинников. Об этом свидетельствуют следы переломов, хорошо заметные на скелетах, а также многочисленные травмы черепов. Кроме того, в могилах обнаружена воинская атрибутика, перстни, браслеты. Могилы представляли собой, как правило, срубные гробницы, в которые помещалось тело, либо дощатый гроб с телом. Сверху над гробницами делалась курганная насыпь. Головы покойников были повернуты на запад, левые руки - согнуты в локтях. Такие срубные гробницы с курганными насыпями Б. Рыбаков и относил к дружинным погребениям. Вместе с ними, на могильнике встречаются и погребения по обряду трупосожжения. Учитывая огромную территорию могильника можно сказать, что это самое большое из известных нам дружинных кладбищ. Было ли оно только кладбищем дружинников Пересичена или же неким более глобальным погребальным полем сказать сложно. Однако, скорее всего, мы имеем дело с неким привилегированным местом захоронения варяжских воинов. "

После посещения Китаевской пустыни я обычно иду через лес в Пирогово. Дорогу отыскать не сложно. Перейдя через озеро надо свернуть вправо и от поляны, где предполагается место для пикников, по правому водоразделу, влево от озера идет тропа.



Поднимаясь на холм она идет прямо, а многочисленный развилки ведут в лес. Примерно через километр тропа выводит на поляну, за которой обрывы, вид на Днепр на горизонте, шоссе, Реемстму, одну из городских свалок. Тропа идет вправо и метров через 500 приводит к остаткам забора музея под открытым небом "Пирогово". Через одну из нор Вы попадете на территорию. Естественно, на выходе посещение музея надо оплатить.